Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем: адаптация к условиям учебы в колледже, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности и прочие.
Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает».
Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.Студент — первокурсник испытывает особые трудности в учебной жизни.
Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни. Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного. (Вообще лишь четверть всех студентов жалуется на какое — либо ухудшение психического состояния, вызванное перегруженностью учебой.)Определенное перемещение с одного учебного заведения в другое, необходимость оказаться в непривычном окружении на определенное время, накладывает большую психофизиологическую нагрузку на организм человека.Для части студентов возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или проблема проживания в снимаемой квартире (комнате).
Психологическая поддержка студента.При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.Психологическая поддержка — это процесс:
— в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
— который помогает ребенку избежать ошибок;
— который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение студента, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в школе «самым способным», то они ожидают от него того же и в колледже.Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы.Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах ребенка;
– помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
– позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;
– помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка;
2. Избегать подчеркивание промахов молодого человека;
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком;
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
5. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
6. Знать обо всех попытках справиться с заданием;
7. Уметь взаимодействовать с ребенком;
8. Принимать индивидуальность ребенка;
9. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
10. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:
— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— Ты делаешь это очень хорошо.
— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Таким образом детям просто необходима ваша поддержка.
- Принять все меры безопасности по ограничению от ненужных влияний на Вашего ребенка;
- Продумайте возможность отслеживания посещения сайтов. Очень часто на первый взгляд безобидная игра может стать причиной суицида или нанесения себе физического вреда и увечий;
- Будьте внимательны к изменениям поведения детей. Это может быть сигналом употребления запрещенных препаратов или вовлечения в психологически-зависимую игру;
- Помните, что личный пример родителей очень важен: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире;
- Контролируйте проведение свободного времени своего ребенка, нахождения на улице. Запишите его в секцию или кружок;
- Категорически запретите употребление вейпов, сигарет и тем более алкогольных напитков. Расскажите об их вреде;
- Будьте в тесном контакте с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с куратором, психологом, заместителем директора по воспитательной работе. Регулярно проводите сверку с кураторами групп о посещаемости Вашими детьми занятий.
Рекомендации родителям
Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
- записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили «да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!